Ошибки

Интерфейсы продукта всегда содержат набор общих базовых действий, которые выполняет пользователь.

Уведомление об ошибках

Подробно о том, как выбрать тип уведомления - success, info, warning, error - читайте в шаблоне "Уведомления".

Контрастность

Контраст

Уведомление об ошибке Color

Используется для критичных ошибок, если приоритет проблемы высокий - системные и другие ошибки, блокирующие дальнейшее прохождение по сценарию.

Также рекомендуется для использования на белом фоне для высокой контрастности.

Контраст

Уведомление об ошибке White

Используется для более низкого приоритета проблемы - возможно, ошибку не нужно решать в рамках текущего сценария или ошибка может быть легко устранена.

Либо рекомендуется для использования на сером фоне для высокой контрастности.

Контраст

Уровень

Контраст

Уведомление об ошибке Page

Ошибка, которая:

  1. -является временной, и зайдя на страницу повторно, пользователю нет необходимости видеть текст этой ошибки.

  2. -появляется в ответ на действия пользователя - например, неудачное создание заявки.

Рекомендуется использовать в случае критичных ошибок, блокирующих дальнейшее движение по сценарию. В противном случае, частое отображение всплывающих оповещений может отвлекать пользователя.

Ошибка отображается несколько секунд, затем исчезает. При этом ее можно закрыть раньше.

Возможен выбор положения уведомления - слева сверху, слева снизу, по центру сверху и т.д.

Отступ от края экрана до уведомления - 16px.

Контраст

Уведомление об ошибке Inline

Ошибка, которая:

  • -отображает состояние всей системы независимо от выполняемых действий.

  • -является резолюцией - документ не подписан, заявка не одобрена

  • -нуждается в отображении, даже когда заходишь на страницу не первый раз.

  • -сообщает о статусе какого-либо процесса. Если документ не был подписан, например. В таком случае, чтобы устранить ошибку, нужно повторить действие или выполнить другое.

Контраст

Контраст

Также такой тип ошибки можно использовать для предупреждения о необходимости заполнения всех обязательных полей на форме, если нужно сообщить подробности, важность заполнения полей. В таком случае, уведомление нельзя закрыть, оно исчезает только после устранения проблем пользователем.

Рекомендуется отображать одновременно только одно подобное уведомление на странице / форме.

Контраст

Уведомление об ошибке с кнопкой

Если пользователь совершил обратимую ошибку, в уведомлении можно разместить кнопку, которая поможет все исправить. Например, договор был отклонен, и система сообщает об этом. Но также в уведомлении можно предложить отправить договор на доработку с помощью соответствующей кнопки. Это удобнее, чем написать текстом "Вы можете отправить договор на доработку".

От предупреждения такое уведомление отличается тем, что ошибка уже произошла (например, заявку уже отклонили). С помощью кнопки можно повторить действие (повторно отправить на рассмотрение) или начать сначала (создать новую заявку).

Предупреждение бы использовалось для предотвращения ошибки, для предупреждения о риске ее наступления. Например, вы собираетесь отправить заявку с незаполненными данными, и это может привести к ее отклонению.

Контраст

Контраст

Уведомление об ошибке Toast

Ошибки, которые всплывают в верхнем правом углу.

Рекомендуется использовать для информирования о состоянии системы:

  • -Пропало соединение с интернетом;

  • -Ошибка по тайм-ауту и т.д.

Так как обычно эти уведомления исчезают самостоятельно через непродолжительное время (по умолчанию через 4 секунды), текст ошибки должен быть максимально коротким - таким, чтобы его можно было просканировать за пару секунд. Старайтесь не превышать 1-2 строк.

Также возможно использование кнопки для перехода к источнику ошибки или для ее устранения.

Уведомлений может быть несколько, в таком случае, они будут отображаться друг под другом.

Также ошибки могут иметь разное расположение на экране.

Время отображения и возможность закрытия уведомлений можно настраивать.

Контраст

Ошибка на странице 

Используется для таких ошибок, как 400-е, 500-е.

В таком случае на странице отображается заголовок с кодом ошибки, текст ошибки, рекомендации по устранению (конкретные действия или контактные данные компетентного лица), кнопки, если это уместно. Например, "Вернуться на главную".

Обязательно использование понятного релевантного текста для каждой отдельной ошибки.

Для более дружелюбного визуального образа возможно использование иллюстрации. Выбирайте изображения без эмоциональной нагрузки - грустные образы подчеркнут негативную ситуацию, а радостные - вызывать негативные эмоции у пользователя.

В дизайн-системе предусмотрены пустые состояния, которые рекомендуется использовать для подобных ошибок, если возможно.

Правильно Пользователь понимает, какие действия ему доступны и какие есть альтернативы

Пользователь понимает, какие действия ему доступны и какие есть альтернативы

Неправильно Пользователю непонятно, что делать дальше и как достичь своей цели

Пользователю непонятно, что делать дальше и как достичь своей цели

Контраст

Валидация

Сохраняйте введенные значения

Если пользователь ввел недопустимое значение, не стирайте его (и не сбрасывайте все значения на форме). Исправить несколько символов проще, чем заполнять поле заново.

Сообщайте об ошибке только по факту ее совершения

Подсвечивайте поле красным только тогда, когда пользователь совершил ошибку. Если производить мгновенную валидацию, например, в поле E-mail - пользователь будет видеть ошибку "Неверный формат почты" как только введет первый символ (если ведется валидация по наличию собаки и доменной зоны). При этом, среднестатистический пользователь знает, из чего состоит адрес его электронной почты. Сообщение об ошибке может его раздражать.

Позвольте ввести значение до конца. В подобных случаях, если возможно, используйте валидацию по потере фокуса. Ее преимущества перед использованием только валидации по отправке формы в том, что пользователь узнает об ошибке сразу же, сможет быстро ее исправить и больше не возвращаться к этому полю.

Исключение составляет случай, когда пользователь открыл черновик формы с заполненными ранее полями, в котором уже были допущены ошибки. В таком случае, нужно сразу подсвечивать все неверно заполненные поля и тексты ошибок под ними.

При отправке формы прокручивайте ее до первого поля с ошибкой, если высота формы больше высоты экрана.

Текст ошибки под полем ограничен 150-ю символами. Если вам необходимо сообщить подробные правила заполнения поля или подробно описать ошибку, используйте inline уведомления.

Правильно Валидация по потере фокуса лучше подходит для таких полей, как Email.

Валидация по потере фокуса лучше подходит для таких полей, как Email.

Неправильно Валидация по введенному символу в подобных случаях может раздражать пользователя.

Валидация по введенному символу в подобных случаях может раздражать пользователя.

Предотвращайте ошибки

Если ввод определенных символов недопустим, лучше заблокировать их, и отобразить требование к значению в поле. Так возможная ошибка пользователя будет предотвращена.

То же и с селектами - не отображайте для выбора варианты, которые невалидны в данном контексте.

Также помогут предотвратить ошибки поля с масками там, где это возможно.

Так как в интерфейсах B2B большинство полей обязательны, сообщайте пользователю, если поле необязательно. Так пользователь сможет оценить, какие поля он должен заполнить, а какие остаются на его усмотрение. Это поможет избежать ошибки валидации.

Текст ошибок

Подробно с редполитикой можно ознакомиться в дизайн-системе.

Не все пользователи читают длинные сообщения от системы. И не все пользователи успеют его прочитать при возникновении уведомления. Придерживайтесь правил инфостиля и постарайтесь сделать сообщение как можно лаконичнее.

Текст ошибок должен обучать пользователя работе с системой. Другими словами, пользователь должен понимать, как исправить ошибку, даже если она произошла не по его вине.

Наряду с текстом ошибки "Неверное значение" можно добавить описание к полю "Пароль должен содержать латиницу, цифры и символы. Размер пароля не менее 8 символов".

Правильно Пользователю понятно, что он сделал не так и как исправить ошибку.

Пользователю понятно, что он сделал не так и как исправить ошибку.

Неправильно Текст ошибки не проясняет ситуацию и не говорит, как исправить ошибку.

Текст ошибки не проясняет ситуацию и не говорит, как исправить ошибку.

Возможные формулировки распространенных ошибок

ОшибкаТекст ошибкиДополнительно
Обязательное полеПоле обязательно для заполнения-
Неверный парольНеверный пароль-
Несовпадающие значения при установке пароляПароли не совпадают-
Недопустимое значение при установке пароляНедопустимое значениеВ подсказке под заголовком (лейблом) необходимо описать требования к паролю.
Неверный формат e-mailНеверный формат e-mail-
Ввод недопустимых символов-Блокируйте ввод символов, в подсказке под заголовком (лейблом) необходимо описать ограничения. Например, значение должно содержать только латиницу.
400Неверный запросНапишите, какие действия доступны пользователю: обновите страницу, проверьте URL-адрес, воспользуйтесь поиском по сайту.
403Отсутствуют права доступаНапишите, какие действия доступны пользователю: обратиться к администратору, чтобы получить права доступа
404Страница не найденаННапишите, какие действия доступны пользователю: вернуться на главную или воспользоваться поиском, например.
500Внутренняя ошибка сервера / Сервер не может предоставить информацию.Если ошибка возникла в процессе проведения платежа, то обновлять страницу нельзя, иначе один и тот же платеж может отправиться дважды. Предупредите об этом пользователя.
502Ошибка шлюза / Возможно, посещаемый вами сервер перегружен или возникли неполадки с сетью между серверами.Напишите, какие действия доступны пользователю: обратиться к сервису позже или почистить кэш и куки.
503Сервис недоступен / Сервер работает, но перегружен внешними запросами.Напишите, какие действия доступны пользователю: обновить страницу или обратиться к сервису позже.
Потеряно соединение с интернетомПотеряно соединение с интернетом. Проверьте подключение и повторите действие.-
Сервер не отвечаетСервер не отвечает. Попробуйте повторить действие позже.-
Ошибка загрузки / скачиванияЗагрузка / скачивание была(-о) прервана(-о). Проверьте подключение и повторите действие.-
Ошибка по тайм-аутуВремя ожидания истекло / превышено время ожидания от сайта. Обновите страницу и повторите действие.-
Новое мажорное обновление!
Мы активно разрабатываем дизайн систему CDS 3.0 на Vue 3