Что это такое и почему это важно
Голос и тон — это то, как вы общаетесь с клиентом на всех этапах взаимодействия.
Это единый стиль, определённые слова и конструкции при помощи которых вы выражаете позицию продукта. В каждой точке контакта видны характер и философия компании: будь то письмо, сообщение в соцсетях или текст на сайте. В основе — ценности бренда и его отношение к аудитории.
Голос продукта — это личность и её стратегия коммуникации. Это набор узнаваемых шаблонов, благодаря которым пользователи идентифицируют компанию. Голос компании обычно стабилен и не меняется.
Тональность коммуникации — это способ применения голоса продукта в различных ситуациях. Это эмоциональная окраска сообщения компании в конкретных обстоятельствах — приветствие, уведомление об ошибке или поздравление. В таких ситуациях эмоциональное состояние пользователя, как правило, разное. Тональность продукта тоже должна меняться в зависимости от сценария и канала коммуникации.
Голос и тон выполняют важные задачи:
- голос выражает ценности продукта;
- стиль коммуникации делает продукт узнаваемым;
- тональность придаёт продукту человечность.
Будьте последовательными:
- Обозначьте, что для вашего продукта голос и тон — это необходимое условие для взаимопонимания. Убедитесь, что все члены команды осознают важность этого гайдлайна.
- Сформулируйте и зафиксируйте основные принципы голоса и тона.
- Донесите правила до всех сотрудников, которые так или иначе коммуницируют с клиентами от лица продукта.
Следите за тем, что правила выполняются на всех этапах коммуникации.
Исследование
Создание персон
Этот метод помогает сфокусироваться на релевантных решениях при формировании голоса и тона продукта. Достоверные модели пользователей — это надежный ориентир при проверке общего видения и отдельных гипотез. Персонажи гарантируют качество подачи контента и посыла, который необходимо донести до реального пользователя. Примеряйте готовые решения и гипотезы на персону, чтобы убедиться в их уместности. Если у вашего продукта уже есть персоны — используйте их для формирования и применения голоса и тона.
Персона — это собирательный образ, который даёт надёжное и реалистичное представление о ключевых сегментах вашей целевой аудитории.
Составьте несколько персон, если у продукта есть несколько групп пользователей с разными ролями и отличающимися задачами. Помните, что цель не в том, чтобы представлять всю аудиторию или удовлетворять все потребности продукта, а в том, чтобы сосредоточиться на основных потребностях наиболее важных групп пользователей.
Основываясь на данных об особенностях, болях и целях персоны, определите какой посыл необходимо заложить в продукт, чтобы решить проблемы пользователя и удовлетворить его ожидания.
Виденье
Чтобы правильно определить голос и тон, необходимо сформировать виденье. Это ключевая информация о том, что представляет собой продукт, для кого он создан, какими главными функциями он обладает и какие задачи решает.
Для формирования видения проведите внешние и внутренние исследования. Конкурентный анализ поможет определить сильные стороны продукта и выявить отличия от других компаний. Интервью с заинтересованными сотрудниками даст более широкое представление о понимании ценности компании для клиента.
Ответьте на вопросы:
- Какую ценность для клиента несёт продукт?
- Какая ключевая идея продукта, что мы хотим сказать клиенту?
- Что является нашей отличительной чертой?
- Зачем голос и тон нужен продукту?
Виденье — это ключевое сообщение, идея которую вы будете доносить до своей аудитории. Представьте его в виде нескольких ключевых высказываний. Подробно опишите миссию продукта, чтобы зафиксировать идею.
Каналы коммуникаций
Определите каналы коммуникации продукта с клиентом. Выпишите все точки, где клиент соприкасается с продуктом.
Опирайтесь на данные персоны и карты эмпатии, чтобы определить наиболее важные точки контакта и эффективный стиль взаимодействия.
Помните о том, что тональность продукта может сильно меняться для различных каналов коммуникации, но голос должен оставаться стабильным.
Распространённые каналы коммуникации в B2B-сегменте:
- контент сайта;
- интерфейсные микро-тексты (микрокопирайтинг);
- письма;
- вывески и билборды;
- полиграфия и сувенирная продукция;
- материалы для мероприятий;
- соцсети;
- СМИ;
- форумы.
Голос
Чтобы правильно сформировать принципы голоса продукта соберите и синтезируйте артефакты исследований. Убедитесь, что основные идеи не противоречат видению продукта, а принципы голоса соответствуют задачам персон.
Разбейте идеи на тематические группы, дополните их слоганами и высказываниями. Сосредоточьтесь на самом важном, не пытайтесь сказать всё сразу. Выделите ключевые слова и обороты, при помощи которых вы доносите голос продукта.
Тон
Чтобы понять, какую тональность подобрать для конкретной ситуации — опишите ситуации, которые могут вызывать разные эмоции.
Выделите основные сценарии, чтобы определить точки коммуникации. Используйте данные карты эмпатии и персоны, чтобы определить эмоциональное состояние клиента в момент взаимодействия. Если у вас есть готовый CJM продукта — обязательно проверьте точки и реакцию пользователя по этому фреймворку.
После определения сценария и каналов коммуникации, выпишите основные виды сообщений.
Типичные виды сообщений в B2B продуктах:
- продажа;
- онбординг;
- целевой сценарий;
- альтернативная функциональность;
- сообщения об ошибках;
- сообщения об успехе;
- предупреждения;
- срочная информация;
- информационный пост;
- поздравления.
Для каждого вида сообщения настройте релевантный тон, который соответствует целевой аудитории и адекватен для конкретного канала коммуникации.